Конкурс на лучшую организацию работы представительных органов муниципальных образований Калужской области

      В соответствии с Уставом муниципального района "Ульяновский район" первое место в структуре органов местного самоуправления занимает представительный орган - Районное Собрание представителей МР "Ульяновский район".
     Действующее Районное Собрание представителей сформировано в 2010 году и состоит из 15 депутатов, избранных на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе.
     Право возглавить Районное Собрание представителей депутаты вновь предоставили Кудакову Александру Михайловичу.
    Районное Собрание решает вопросы, относящиеся к их исключительной компетенции в соответствии с Уставом МР "Ульяновский район", а также некоторые вопросы местного значения.

КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО


     В 2013 году депутатами было проведено 15 заседаний. Всего принято 114 решений. По вопросам, отнесенным к исключительной компетенции, принято 13 решений (11% от общего количества решений), а именно:
1. внесение изменений в Устав МР "Ульяновский район" - 4;
2. утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении - 2;
3. принятие программы по развитию муниципального района - 1 (муниципальная программа "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог общего пользования местного значения МР "Ульяновский район");
4. определение порядка принятия решений о реорганизации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений - 3;
5. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения - 3.
     Помимо исключительных компетенций, Уставом определены и другие:
1. назначение публичных слушаний - 3 (публичные слушания по проектам решений "О внесении изменений в Устав МР "Ульяновский район", "Об исполнении бюджета МР "Ульяновский район" за 2012 год", "О бюджете МР "Ульяновский район" на 2014 и плановый период 2015-2016гг.");
2. принятие решений, связанных с изменением границ муниципального района, а также с преобразованием муниципального района - 2;
3. утверждение условий контракта для главы администрации района, порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации района, а также общего числа членов конкурсной комиссии - 5.
   Основную массу составляют решения имущественного характера. Их 30. Это и решения, касающиеся приема имущества в муниципальную собственность, а также наоборот - безвозмездная передача имущества сельским поселениям или же в собственность области (см.диаграмму 1). Так, наиболее значимой была передача водопроводной сети сельского поселения "Село Дудоровский" в собственность Калужской области, что позволит улучшить качество воды, не увеличивая ее стоимости, а также снизить нагрузку на районный бюджет.


Диаграмма 1. Классификация решений имущественного характера.


     Второе место по частоте занимают решения, касающиеся внесения изменений в бюджет. За 2013 год их было 14. Это, в первую очередь, говорит о том, что Финансовый отдел администрации МР "Ульяновский район" и Районное Собрание оперативно реагируют на изменяющуюся обстановку в районе.
   В течение года были приняты решения, носящие нормативно-правовой характер, существенно влияющие на экономическое положение муниципальных служащих, работников сферы культуры, централизованных бухгалтерий:
1. Положение об отраслевой системе оплаты труда работников учреждений культуры МР "Ульяновский район";
2. Положение об оплате труда муниципальных служащих, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в МР "Ульяновский район";
3. Положение о системе оплаты труда работников централизованных бухгалтерий отдела образования и отдела культуры администрации МР "Ульяновский район".
    Важное социально-экономическое значение для района также имеют решения:
  • -"Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества МР "Ульяновский район";
  • "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность";
  • "О создании муниципального дорожного фонда МР "Ульяновский район";
  • "О рассмотрении Решения Сельской Думы сельского поселения "Село Ульяново" от 01.10.2013г." (о передаче полномочий СП "Село Ульяново" администрации МР "Ульяновский район").
     В плане правотворчества 2013 год стал годом экспериментов. Так, указанное выше решение о передаче полномочий считается пилотным проектом. В Калужской области наш район первый, который решился на этот шаг, ведь передача полномочий по решению вопросов местного значения - это не только принятие прав и материальных благ от поселения, но и возложение на себя новых обязанностей перед населением. Предложение, внесенное Сельской Думой, вызвало много споров и обсуждений, так как не совсем был ясен механизм передачи, и кто все-таки будет исполнять полномочия. После долгой дискуссии депутаты пришли к выводу, что данное решение приведет к оптимизации муниципального управления. Это позволит учесть интересы населения как муниципального района в целом, так и поселения в частности. Администрация сможет делать то, что она хочет видеть, без лишней волокиты и проволочек. В настоящее время, при реализации решения, администрация сталкивается с определенными трудностями, однако это дает положительный опыт решения муниципальных проблем.
     Таким образом, Районное Собрание принимает решения в пределах своих компетенций и полномочий, а также возможностей местного бюджета. Статистика такова, что с каждым годом решений принимается все больше, количество вносимых изменений также растет, что связано, в первую очередь, с постоянно меняющейся законодательной базой (см. диаграмму 2). Первоочередная задача депутатов - следить за этими переменами и вовремя реагировать, чтобы исключить правовые и экономические препятствия для решения стоящих перед районом задач.


Диаграмма 2. Классификация решений по их содержанию.

     В отношении принятых решений Районного Собрания представителей за 2013 год не поступило ни одного акта прокурорского реагирования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНО ОРГАНА


     Районное Собрание представителей МР "Ульяновский район" осуществляет свою деятельность на основании следующих основных документов:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
3. Устав муниципального района "Ульяновский район" от 19.08.2005г. №43;
4. Положение "Районное Собрание представителей МР "Ульяновский район" Калужской области от 28.05.2010г. №43;
5. Регламент Районного Собрания представителей МР "Ульяновский район" от 14.06.2013г. №42.
     В 2013 году был принят новый Регламент Районного Собрания, определивший не только деятельность самого Районного Собрания, но и деятельность комиссий, действующих при нем. Благодаря этому, сформирована такая структура представительного органа МР "Ульяновский район", которая позволяет существенно улучшить работу по рассмотрению и принятию решений.


       Эффективность работы Районного Собрания зависит и от ее организации. В соответствии с Регламентом подготовку к очередным и внеочередным заседаниям осуществляет секретарь Собрания совместно с председателем. Дата проведения заседания публикуется в районной газете "Вестник" либо на сайте администрации МР "Ульяновский район". Регламентом не определена обязанность оповещать каждый отдел администрации и муниципальные предприятия (учреждения), однако с 2013 года такая практика взята на вооружение. Для отделов это хорошо тем, что они успеют вынести на заседание интересующие их вопросы, проблемы, проекты, а для секретаря - вовремя сформированная повестка и подготовленные материалы; депутаты же остаются довольны возможностью ознакомиться со всеми материалами заранее. Секретарь принимает заявления, ходатайства, обращения граждан, проекты решений, регистрирует их в установленном порядке и на основании полученных  материалов формирует проект повестки дня, которая направляется на утверждение председателю Районного Собрания. Наряду с этим, секретарь уведомляет всех депутатов о заседании: дата, время и место (как правило, за 7 дней) и подготавливает для них раздаточный материал. На заседании в обязательном порядке ведется протокол. В течение 10 дней после собрания секретарь подготавливает решения на подпись председателю, а документы, требующие опубликования, направляются в "Вестник" и выходят в печать в ближайшем номере.
    Депутатами Районного Собрания было отмечено, что с утверждением нового Регламента работа в плане организации заседаний стала более эффективной и упорядоченной.
   Правовая поддержка деятельности Районного Собрания осуществляется Отделом правового обеспечения, организационно-контрольной работы и взаимодействия с поселениями совместно с председателем и заместителем председателя Собрания. Организационно-правовое и информационное обеспечение деятельности постоянных комиссий осуществляется их председателями, которые "подкованы" в тех вопросах, на решение которых направлена деятельность комиссий. Например, председатель финансово-бюджетной комиссии - депутат Афонина В.А. - является частным предпринимателем в сфере торговли  и имеет большой опыт работы, что позволяет ей грамотно и с пониманием дела подходить к решению финансовых вопросов. А председатель комиссии по социальному развитию - депутат Ярушина М.А. (главный врач Козельской районной больницы) - была когда-то главным врачом в с.Ульяново и не понаслышке знает об острых социальных проблемах, волнующих местных жителей.
      С 2010 года Районное Собрание планирует свою деятельность, принимая примерные планы работы на год. В течение годы в них могут вноситься изменения и дополнения распоряжениями  председателя или по инициативе депутатов. Принимая план, депутаты стараются учитывать самые значимые события района: утверждение бюджета и отчета по его исполнению, определение нормативов стоимости (например, жилья), отчеты главы администрации, контрольно-ревизионного органа и др.
       Говоря об организации делопроизводства, отметим, что только в декабре, на заключительном заседании была утверждена Инструкция по делопроизводству Районного Собрания. Она определила не только формат  документа (параметры страницы, шрифт и т.д.), но и правила документооборота, т.е. весь процесс, начиная от получения документа, заканчивая его исполнением. И хотя Инструкция вступает в силу только с 2014 года, скажем о предпосылках ее создания и некоторых особенностях.
       С утверждением нового Регламента назрела необходимость разработки Инструкции по делопроизводству. В этом принимали участие как сами депутаты, так и специалисты правового отдела администрации. Чего-то принципиально нового и отличного от существующих типовых Инструкций создано не было, но исходя из опыта и практических наработок, некоторые вопросы требовали конкретизации. Инструкция, наконец, решила наболевший вопрос - использование грифа "согласование документа" -  очень важный пункт, играющий большую роль в принятии решения. Не совсем ясно было кто же должен согласовывать документ, необходимо ли согласовывать только проекты решений  или все, что поступает в адрес Районного Собрания. В утвержденной Инструкции четко и ясно  прописаны и разъяснены все моменты, связанные с использованием этого реквизита. Планируется ввести еще одно новшество, которое не предусмотрено нормативно, но обусловлено практической необходимостью. Так, например, часто поступают просьбы и звонки от отделов администрации, от сельских поселений и простых граждан, которым необходимо узнать номер и дату газеты, в которой опубликовано то или иное решение. Кажется, что это мелочь, не заслуживающая внимания. Однако, в каждом подразделении администрации или сельских поселениях имеется подшивка районной газеты, и гораздо проще назвать номер публикации, решить все вопросы сразу. В противном случае, секретарю необходимо сделать копию решения, а тому, кто делает запрос, необходимо ее забрать. Теперь, чтобы избежать волокиты, секретарь обязан отслеживать факт выхода в печать принятых решений и заносить это в журнал регистрации, где предусмотрена отдельная графа.
            Помимо Регламента и Инструкции в Районном Собрании есть своя номенклатура дел, обновляющаяся ежегодно, в соответствии с изменениями законодательства. Тесно ведется работа с архивным отделом, особенно в плане подготовки документов к передаче в архив.
     Депутаты Районного Собрания всегда активно взаимодействуют с представительными органами сельских поселений, с администрацией МР "Ульяновский район".
      Представители администрации (глава - Анисимов А.И., управделами - Короткова Е.И.) регулярно посещают заседания  Районного Собрания, так как именно от ее отделов чаще всего поступают проекты решений, а зачастую глава является инициатором проектов, подает различные ходатайства. Администрация, как исполнитель многих решений, всегда держит руку на пульсе.